Электронный блок управления (ЭБУ) — это своего рода мозговой центр современного автомобиля. Система впрыска для впрыска топливной смеси в цилиндры двигателя внутреннего сгорания требует постоянной корректировки режимов работы его узлов. ЭБУ делает это, используя информацию, полученную от различных измерительных приборов, среди которых важную роль играет датчик положения коленчатого вала (ДПКВ). В отечественном автомобилестроении первые ДПКВ установили на двигатели ВАЗ и ЗМЗ 406.
ДПКВ:
Видео:Признаки неисправности и расположение датчика коленвалаСкачать
Для чего нужен
Датчик коленчатого вала имеет второе название: датчик времени. Другими словами, его можно определить как устройство, которое сопоставляет количество оборотов коленчатого вала в момент впрыска и количество топлива, которое поступает в камеры сгорания, генерируя в них искры, а также работу других систем ДВС. Вот для чего нужен датчик.
Видео:Как проверить датчик коленвала, не выходя из машины, без приборовСкачать
Принцип работы
Чтобы узнать, что такое ДПКВ, нужно понимать, как устроено устройство. Принцип действия датчика основан на эффекте Холла. Электрическое явление было обнаружено американским физиком в 1879 году. На основании многочисленных экспериментов ученый пришел к выводу, что металлическая пластина под напряжением постоянного тока, оказавшись в магнитном поле, получает разность потенциалов на своих краях. Эффект не находил применения долгое время до эры полупроводников. С начала 50-х годов прошлого века стало возможным производить микроконтроллеры на основе редкоземельных элементов, в том числе датчики положения коленчатого вала.
Датчик работает как бесконтактное устройство. Металлическая пластина контроллера находится на расстоянии одного миллиметра от зубцов намагниченного диска газораспределения коленчатого вала. На диске нет двух зубцов в одном месте. Во время вращения ДПКВ регистрирует равномерное колебание магнитного потока от зубчатого круга.
Схема работы ДПКВ:
Когда отверстие диска (3) проходит рядом с пластиной (2), устройство регистрирует изменение интенсивности магнитного потока и реагирует на ЭБУ в этом отношении. Это связано с тем, что флуктуация магнитного поля влияет на слаботочный сигнал, протекающий в катушке (1) с сердечником внутри корпуса ДПКВ.
Всякий раз, когда отверстие в зубчатом диске находится напротив приборной панели, ЭБУ будет воспринимать это как начальную точку вращения коленчатого вала. Микропроцессор, анализируя полученную информацию, проверяет работу всех узлов ДВС, а именно:
- дозирование топливовоздушной смеси, поступающей в форсунку;
- коррекция опережения зажигания;
- регулировка времени впрыска топлива.
На рисунке ниже представлена схема работы ДПКВ, где А — зазор между металлической пластиной и зубьями синхронизирующего диска.
Видео:ДПКВ. Признаки неисправности датчикаСкачать
Устройство
Чтобы осмотреть сенсорное устройство, просто откройте пластиковый корпус вышедшего из строя устройства. Вы можете увидеть индукционную катушку — магнитный контур (стальной сердечник) в обмотке, заканчивающийся внешней металлической пластиной. Как правило, в отливе корпуса есть одно-два отверстия с бронзовыми кольцами. Через них продеваются крепежные болты, с помощью которых устройство фиксируется в проеме картера коленчатого вала.
Цилиндрическая часть ДПКВ полностью погружается внутрь проема, а снаружи остается выступ с разъемом. Распиновка устройства состоит из трех проводов, один из которых подает на катушку низкое напряжение, второй — «0». Третье ядро - это токовый выход с измененными характеристиками в ЭБУ.
Видео:какие бывают датчики коленвала и почему они глючат.Скачать
Где находится
Водители, желающие научиться собирать собственное авто, должны узнать, где находится датчик коленвала. Контроллер автомобиля должен находиться рядом с вращающимся диском привода ГРМ коленчатого вала. Обод крепится соосно болтом к торцу коленчатого вала.
Положение датчика:
Видео:Датчики коленвала и распредвала: принцип работы, неисправности и способы диагностики. Часть 11Скачать
Неисправности
Любая, даже самая маленькая ошибка в работе ДПКВ — признак неисправности датчика коленвала. Водитель автомобиля это сразу услышит. Важно правильно диагностировать неисправность. Неисправность датчика приближения положения коленвала сопровождается проявлением следующих симптомов:
- двигатель на холостом ходу крайне нестабилен, иногда даже глохнет;
- нельзя сразу заводить машину;
- в движении двигатель начинает задыхаться и может заглохнуть;
- при резком нажатии на педаль акселератора двигатель задыхается и слышен звук клапанов;
- при диагностике сканера на СТО неисправности датчика положения коленвала отразятся на дисплее ошибками PO338 и PO342.
- на панели приборов загорится слово «Проверить двигатель».
Видео:Устройство и принцип работы датчика коленвалаСкачать
Замена
Если в результате диагностики обнаруживается неисправность датчика, его необходимо заменить новым прибором. На любой заправке это займет совсем немного времени. Единственный недостаток — иногда ремесленники могут по достоинству оценить свою работу. Замена датчика самостоятельно сэкономит деньги и не вызовет затруднений. Об этом может сказать любой водитель, который менял его своими руками. Расположение датчика доступно даже начинающему автолюбителю. Специалисты рекомендуют следовать шагам следующей инструкции.
Удаление старого ДПКВ:
Подробная инструкция по замене ДПКВ:
- Машина неожиданно припаркована, зажигание выключено и затянут ручной тормоз.
- Поднимите капюшон. Отрицательная клемма снимается с АКБ.
- Откручиваем болты крепления и отводим защитный фартук в сторону.
- Отсоедините микросхему кабеля от разъема датчика.
- Отверните крепления гаечным ключом или гаечным ключом и снимите датчик с сиденья.
- При установке нового устройства все предыдущие действия повторяются в обратном порядке.
Видео:Как проверить датчик коленвала мультиметром, не снимая.Скачать
Проверка
Перед заменой ДПКВ нужно убедиться, что датчик действительно вышел из строя. Чтобы проверить его работоспособность, нужно снять прибор и вооружиться мультиметром. Проверка проводится следующим образом: прибор переведен в режим омметра. Щупы мультиметра подключаются к контактам ДПКВ. Нормальное сопротивление будет в пределах 550-750 Ом. Прибор перейдет в режим вольтметра. К наконечнику датчика подносят металлический предмет: мультиметр должен регистрировать скачки напряжения.
Если диагностика не обнаружила поломки, необходимо проверить целостность разъемов, кабеля и устранить причину нарушений. В противном случае ДПКВ необходимо заменить.
Мультиметр:
В случае неисправности ДПКВ в дороге его легко можно отсоединить от кабеля, снять крепеж и заменить на новый прибор, не прося никого о помощи.
Видео:Отказ датчика коленвала проявляетсяСкачать
💥 Видео
Renault Megane проблема в прошивке за 4000трСкачать
Датчик коленвала - ДПКВ. Способы проверки датчика коленвала, ошибки ДПКВ и методы ремонта.Скачать
Датчики положения коленвала и распредвала. Триггеры.Скачать
ДАТЧИК КОЛЕНВАЛА. Проверяем без приборов!Скачать
Датчики двигателя внутреннего сгорания в 3D. Основы.Скачать
КАК ПРОВЕРИТЬ ДАТЧИК КОЛЕНВАЛА САМОСТОЯТЕЛЬНОСкачать
Неисправный датчик положения коленчатого вала, как он себя проявляет.Скачать
КАК БЫСТРО и ПРОСТО проверить любой ДАТЧИК АВТОМОБИЛЯ или РАБОЧИЙ СВОИМИ РУКАМИСкачать
Замена датчика положения коленвала на ВАЗ 2110, Калине, Гранте, Приоре, 2112 и 2114Скачать
Датчик коленвала, 5 способов проверки ДПКВСкачать
как работает датчик коленвала, как эбу понимает, что в двигателе пропуски?Скачать
Как самому проверить датчик коленвала? Способы проверки датчика коленвала (ДПКВ)Скачать